Рассматривать произведения с точки зрения психоанализа бывает крайне интересно, а иногда даже целительно. Песня «Дыхание» группы Наутилус Помпилиус — яркий пример того, как произведение может предложить пространство для размышлений через призму психоанализа. Даже самая, казалось бы, романтическая песня может оказаться психологическим хоррором, раскрывая глубокие и болезненные переживания.
ВОДА И ГЛУБИНА
Вода в данном произведении — это яркий символ эмоций, бессознательного, глубин психики. Вода буквально прорывается в сознание главного героя, символически затопляя его «дом». Погружение под воду в песне можно воспринять, как символ погружения в себя, в свои чувства и переживания. Герой песни оказывается под «километрами воды», что вероятно говорит о тяжести этих переживаний. Эти эмоции становятся настолько сильными, что буквально «затопляют» его. Здесь ощущается подавленность, страх, невозможность выбраться.
«И что над нами — километры воды,
И что над нами бьют хвостами киты.
И кислорода не хватит на двоих,
Я лежу в темноте».
И что над нами бьют хвостами киты.
И кислорода не хватит на двоих,
Я лежу в темноте».
Дыхание — ещё один ключевой образ, который определяет всю песню. Сама идея о том, что «на двоих одно лишь дыхание», задаёт тон всему повествованию. Дыхание — это жизнь, но в контексте песни оно становится символом взаимосвязанности с другим человеком. Почему именно «разучиться дышать»?
«Я пытаюсь разучиться дышать,
Чтоб тебе хоть на минуту отдать
Того газа, что не умели ценить,
Но ты спишь и не знаешь».
Чтоб тебе хоть на минуту отдать
Того газа, что не умели ценить,
Но ты спишь и не знаешь».
Дыхание — базовая жизненная функция, от которой невозможно отказаться, не утратив себя полностью. Герой на самом деле боится своих собственных эмоций или жизненных потребностей, которые требуют реализации. Он может чувствовать, что если позволит себе дышать «полной грудью», его желания и стремления окажутся слишком сильными или разрушительными для их отношений с партнёршей. Видимо, дышать себе может позволить только один, «либо я, либо ты» и «я готов умереть».
КИТЫ
Эти гигантские морские существа вполне вероятно символизируют титанические силы бессознательного, они неподвластны контролю. Их удары хвостами в песне передают ощущение неукротимой силы, которая может всплыть на поверхность в любой момент и затопить сознание.
«И что над нами — километры воды,
И что над нами бьют хвостами киты».
И что над нами бьют хвостами киты».
Киты могут быть метафорой тех внутренних конфликтов, которые скрываются в отношениях героя с самим собой. Они настолько велики, что их сложно осознать или контролировать.
ОСОЗНАНИЕ
Ключевым моментом здесь становится неожиданное осознание: «я раньше и не думал». Герой вдруг понимает, что его жизнь тесно переплетена с жизнью другого, хотя раньше он мог считать себя автономным. Он изолирован от социума «и остались только мы с тобой» и от самого себя.
«Слушая наше дыхание,
Я слушаю наше дыхание.
Я раньше и не думал, что у нас
На двоих с тобой одно лишь дыхание».
Я слушаю наше дыхание.
Я раньше и не думал, что у нас
На двоих с тобой одно лишь дыхание».
ТАК О ЧЁМ ЭТА ПЕСНЯ?
Герой находится в состоянии глубокой эмоциональной изоляции и подавленности. Во сне его бессознательное символически прорывается: вода и киты, символизирующие мощные и неконтролируемые силы бессознательного, — указывают на глубинные страхи и подавленные чувства. Дыхание, как символ жизни и взаимосвязи с другим человеком, — подчеркивает его зависимость и страх утраты собственной личности. Попытки героя разучиться дышать ради другого — указывают на его жертвенность и внутренний конфликт между собственными желаниями и потребностями другого человека.